Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.25.93.012
УДК: 808(07)
ББК: 83.01р30
О. Р. Семенова ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. С. Стругова ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАБОТА НАД ПОЭТИКОЙ КОНТРАСТА СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена методике работы над антитезой и оксюмороном, основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах, со студентами в вузе.

Актуальность статьи обусловлена недостаточным вниманием ученых к методическому аспекту, связанному с изучением стилистических приемов, и большой востребованностью подобного материала на занятиях по стилистике, риторике, лингвопоэтике, лингвистическому анализу текста и других дисциплин в вузе.

Цель статьи — представить методику работы с близкими, но не тождественными терминами, каковыми являются антитеза и оксю-морон, для формирования у студентов умения находить их в текстах, определять функции приемов поэтического контраста и тем самым способствовать более глубокому и осознанному прочтению текстов.

Материалы и методы. Материалом для исследования послужили поэтические тексты русских писателей XIX и первой поло вины

 

XX вв., а также дефиниции антитезы и оксюморона, представленные в словарях лингвистических терминов.

На первом этапе работы использовался общенаучный прием наблюдения над дефинициями анализируемых терминов и фактическим материалом, извлеченным из художественных текстов. На следующем этапе работы были задействованы приемы описательного метода: анализ собранного материала, классификация, сопоставление, выводы.

Результаты. Определены этапы работы над основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах, собран и подвергнут анализу богатый фактический материал, извлеченный из художественных текстов, который может быть использован на занятиях в вузе.

Обсуждение. Подчеркивается важность формирования у студентов умения дифференцировать близкие, но не тождественные приемы реализации принципа контраста.

Заключение. Делается вывод о том, что работа с антитезой и оксюмороном со студентами вуза способствует закреплению и накоплению у них терминологического потенциала, развитию умения осознанно воспринимать художественный текст, связывая содержание  произведения с его формой. 

Ключевые слова

поэтика контраста, антитеза, антитезная конструкция, антонимы, дефиниция, оксюморон, оксюморонная конструкция, стилистическая фигура, стилистические функции

Основные положения

– предложены критерии, позволяющие разграничивать близкие, но не тождественные приемы реализации принципа контраста;

– определены этапы работы над основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах;

– отмечены основные функции антитез и оксюморонов.

Цитировать публикацию

Семенова, О. Р.  РАБОТА НАД ПОЭТИКОЙ КОНТРАСТА СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ [Текст] / О. Р. Семенова, Г. С. Стругова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 165-179. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.25.93.012.

Библиографический список

1. Введенская Л. А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах // Краткие очерки по русскому языку. Курск : Изд-во Курского пединститута. 1966. Вып. 2. – 345 с.

2. Ильина Ю. Ю. Урок на тему «Выразительность русской речи» (IX класс) // Русский язык в школе. 2017. № 12. – С. 35–40.

3. Кожевникова Н. П. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века: монография. М. :  Наука. 1988. – 256с.

4. Матвиевская Л. А. Контраст и антитеза // Русский язык в школе. 1978. № 5. С. 65–73.

5. Матвиевская Л. А. Оксюморон в творчестве М. Ю. Лермонтова  // Русский язык в школе. 1979. № 4. – С. 64–68.

6. Павлович Н. В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М. : Наука. 1979. – С. 238–247.

7. Соловьева В. С. Антитеза в хиазмах А. Блока // Русский язык в школе. 1980. № 5. – С. 46–50.

8. Шестакова Э. Г. Оксюморон как категория поэтики (на материале русской поэзии XIX– первой четверти XX веков) : монография. Донецк : Норд-ПРЕСС, 2009. – 209с.

9. Тимофеев Л. И. Поэтика контраста в поэзии А. Блока // Русская литература. 1961. № 2. – С. 98–107.

10. Москвин В. П. Антитеза или оксюморон // Русский язык в школе. 2000. № 2. – С. 92–93.