Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Данная статья посвящена методике работы над антитезой и оксюмороном, основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах, со студентами в вузе.
Актуальность статьи обусловлена недостаточным вниманием ученых к методическому аспекту, связанному с изучением стилистических приемов, и большой востребованностью подобного материала на занятиях по стилистике, риторике, лингвопоэтике, лингвистическому анализу текста и других дисциплин в вузе.
Цель статьи — представить методику работы с близкими, но не тождественными терминами, каковыми являются антитеза и оксю-морон, для формирования у студентов умения находить их в текстах, определять функции приемов поэтического контраста и тем самым способствовать более глубокому и осознанному прочтению текстов.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили поэтические тексты русских писателей XIX и первой поло вины
XX вв., а также дефиниции антитезы и оксюморона, представленные в словарях лингвистических терминов.
На первом этапе работы использовался общенаучный прием наблюдения над дефинициями анализируемых терминов и фактическим материалом, извлеченным из художественных текстов. На следующем этапе работы были задействованы приемы описательного метода: анализ собранного материала, классификация, сопоставление, выводы.
Результаты. Определены этапы работы над основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах, собран и подвергнут анализу богатый фактический материал, извлеченный из художественных текстов, который может быть использован на занятиях в вузе.
Обсуждение. Подчеркивается важность формирования у студентов умения дифференцировать близкие, но не тождественные приемы реализации принципа контраста.
Заключение. Делается вывод о том, что работа с антитезой и оксюмороном со студентами вуза способствует закреплению и накоплению у них терминологического потенциала, развитию умения осознанно воспринимать художественный текст, связывая содержание произведения с его формой.
поэтика контраста, антитеза, антитезная конструкция, антонимы, дефиниция, оксюморон, оксюморонная конструкция, стилистическая фигура, стилистические функции
– предложены критерии, позволяющие разграничивать близкие, но не тождественные приемы реализации принципа контраста;
– определены этапы работы над основными приемами реализации принципа контраста в поэтических текстах;
– отмечены основные функции антитез и оксюморонов.
Семенова, О. Р. РАБОТА НАД ПОЭТИКОЙ КОНТРАСТА СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗЕ [Текст] / О. Р. Семенова, Г. С. Стругова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 5. — С. 165-179. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.25.93.012.
1. Введенская Л. А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах // Краткие очерки по русскому языку. Курск : Изд-во Курского пединститута. 1966. Вып. 2. – 345 с.
2. Ильина Ю. Ю. Урок на тему «Выразительность русской речи» (IX класс) // Русский язык в школе. 2017. № 12. – С. 35–40.
3. Кожевникова Н. П. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века: монография. М. : Наука. 1988. – 256с.
4. Матвиевская Л. А. Контраст и антитеза // Русский язык в школе. 1978. № 5. С. 65–73.
5. Матвиевская Л. А. Оксюморон в творчестве М. Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. 1979. № 4. – С. 64–68.
6. Павлович Н. В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М. : Наука. 1979. – С. 238–247.
7. Соловьева В. С. Антитеза в хиазмах А. Блока // Русский язык в школе. 1980. № 5. – С. 46–50.
8. Шестакова Э. Г. Оксюморон как категория поэтики (на материале русской поэзии XIX– первой четверти XX веков) : монография. Донецк : Норд-ПРЕСС, 2009. – 209с.
9. Тимофеев Л. И. Поэтика контраста в поэзии А. Блока // Русская литература. 1961. № 2. – С. 98–107.
10. Москвин В. П. Антитеза или оксюморон // Русский язык в школе. 2000. № 2. – С. 92–93.